Педагогическая практика
10.01.2017Благодаря опыту и его обобщению в ходе деятельности ребенка складывается в сознании некий образ жизни человека среди других людей. Этот образ складывается случайно, стихийно, может неадекватно отражать реальность, часто выстраивается на мелочах, деталях, которые поразили ребенка, иногда он обобщает единственный факт, возводя факт в явление жизни. Поэтому ради такой общей картинки мира в сознании ребенка воспитание направлено на формирование обобщенного образа жизни как некоторого широкого и абстрагированного представления, как некоторой крайне обобщенной картины, рождающейся в сознании ребенка при суммировании множества впечатлений о протекающей жизни.
Приведем пример ситуации, многочисленные варианты которой не раз ставили педагога в тупик. Воспитанник вдруг заявляет, что человек — это мерзкое, грязное существо. Как правило, основанием для такого горького суждения является асоциальное поведение каких-то людей. Педагог, не возражая, задает ответный вопрос: «Значит ли это, что и мой отец, погибший в борьбе с бандитами, — мерзавец?.. А полагаешь ли ты, что вот этот ученик (указывается товарищ говорящего) тоже есть грязное существо?.. Относите ли вы меня к стаду грязных и мерзких особей?..» Хотите, чтобы ваша компания выгодно отличалась от конкурентов? Вам поможет разработка логотипа
Педагога всегда заботит то обобщение, которое сделают дети, наблюдая за текущей жизнью. Его краткие реплики оказывают наиважнейшую коррекцию в скороспелом обобщении неопытного ребенка. Разнообразие видов деятельности позволяет расширить палитру связей ребенка с окружающей действительностью, а следовательно, способствует наибольшей развитости человека, обретающего все большее количество новообразований культурного плана. Избрав за основу субъектно-объектные связи (основание, предложенное М. С. Каганом), очертим виды деятельности. Сделать такое чрезвычайно необходимо, так как ребенку, чтобы выявить склонности и способности, надо обретать опыт самых разных взаимодействий с самыми разными объектами мира.