Митя и его одноклассники на уроках, или сквозь объектив видеокамеры

08.07.2015
Что страннее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы... А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают. Обнаружить те проявления учебной самостоятельности первоклассников, которые должны быть осмыслены как норма развития средствами обучения. Здесь будут представлены пять эпизодов, произошедших в первом классе между январем и маем на уроках русского языка и математики. Эти эпизоды позволят читателю погрузиться в сердцевину учебной жизни наших героев, увидеть атмосферу, которую создавали в этом классе учителя, понять ту скрытую программу82 развития средствами обучения, которую система Эльконина - Давыдова реализует, не имея пока достаточных понятийных средств для ее описания и анализа. Хроники с места происшествия - с уроков, где событийными становятся милые мелочи из жизни первоклассников - вот наш способ описания скрытой программы обучения в форме учебной деятельности. В центр каждого эпизода помещен первоклассник Митя. Ранее вы узнали о нем немыслимое количество диагностических сведений. Как это часто бывает со множеством правдивых частичек знания, их трудно сложить в единую картину. Испытывая эту трудность, нередко задаешься вопросом, уничтожающим ценность работы психолога- диагноста: зачем накапливать такое количество информации, если за деревьями не видно леса? Наш ответ незамысловат, но весьма нетипичен для школьного психолога: со знаниями о ребенке, полученными традиционными диагностическими методами, надо идти на урок. Там и только там эти знания обретают свою действенную силу: позволяют принимать решения, существенные для жизни ребенка, его учителей и родителей. Например: нужны ли этому ученику специальные коррекционные занятия? Наблюдения на уроке и психологическая диагностика - это две половины правды, которые чрезвычайно редко соединены в общей картине знания педагога или школьного психолога. Представленный далее материал позволяет увидеть не только взаимодополнительность этих способов получения знания, но и принципиальную необходимость их соединения. Вашему вниманию предлагается десятиминутный фрагмент урока русского языка в первом классе, обучавшемся по букварю Д.Б. Эльконина. В начале этого эпизода мальчик правильно написал на доске слог «ЖИ», но не подчеркнул орфограмму. Десять минут спустя орфограмма была подчеркнута. За это время ни один слог написан не был. Что это - пустая трата времени, болтовня, которой ученики легко заражаются от учителя? Давайте представим, что мы с вами - диагносты. Мы пришли в первый класс для того, чтобы ответить на два диагностических вопроса: умеет ли этот учитель организовать действие моделирования? насколько осмысленно действуют со схемами дети? Сначала определим контекст, в котором работает класс. Вчера на уроке русского языка первоклассники впервые познакомились в согласными, непарными по мягкости-твердости. До вчерашнего урока на примере 14 согласных, парных по мягкости-твердости, дети еще и еще раз убеждались в справедливости «закона письма», зафиксированного в следующей схеме.












Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня